Бир 2.0 — осенний парапланерный выезд в 2024
Рассказ от первого лица, основанный на реальных событиях. Личный опыт и мнение конкретного пилота.

У меня было всего 2 скромные цели на выезд в Бир в 2024 году: долететь до Драмсалы с возвращением на штатную посадку и общий налет 50 часов. Для опытных пилотов это не составит большого труда, поскольку здесь прекрасная летная погода в октябре-ноябре и понятный ландшафт.

Вообще постановка целей сильно мотивирует, заставляет учиться, думать, учиться думать и принимать самостоятельные решения. Скажу по секрету, что наличие четких целей добавит вам очков в глазах инструктора, потому что становится ясно как с вами и над чем работать. Может так случиться, что ваши цели слишком амбициозны, либо вы, наоборот, чрезмерно скромны, тогда план занятий можно скорректировать с максимальной пользой для вас как пилота

Ну, погнали!

Практически весь сезон 2024 я отлетала на своей Ашке: участвовала в разных соревнованиях на точность приземления и где-то даже успешно. При этом в мае ко мне приехал Икумик (Niviuk Ikuma 3), на котором я полетала несколько раз на лебедке и раза три в Чегеме. Скромный налет 5-6 часов на новом крыле усиливал жажду маршрутов и подпитывал нетерпеливость, ставя одним из приоритетов длительное общее время нахождения в воздухе. Можно летать от Стартового потока в сторону Верблюда и обратно, но это скучно, поэтому хотелось слетать подальше — до Драмсалы. Пока вроде все логично: хочу летать длинные маршруты с возвратом и штатной посадкой! А что мне нужно для этого сделать? Улететь далеко и вернуться. А если погода работает ограниченное время? Правильно: улететь далеко быстро и быстро вернуться! Вроде бы и ежу понятно, но ежи и иже с ними подкованы в вопросах эффективных маршрутных полетов исключительно теоретически, а на практике ёж уточке не товарищ.

Полеты на паралпанах в Бире - посадка 360 на хребте

Отступление. Ikuma 3, на мой взгляд, потрясающее крыло для тех, кто решил открыть для себя маршрутные полеты. Оно летит! Да, я не эксперт и сравниваю с Ашкой того же бренда, но разница совершенно космическая. Крыло не страшное, реагирует на работу весом и клевантами очень быстро, готово крутить потоки по первому зову, раздает на пряники по принципу «пожурить и отпустить». Крыло надо держать, с крылом в полете надо работать. Я не летела на расслабоне, но и не паниковала нон-стоп. Возможно, Ikuma 3 в самом маленьком 20м размере немного злее, чем варианты в размерах побольше, но в этом ее шарм и грация.

Грация Икумика не компенсировала отсутствие оной у меня, поэтому первый старт и еще другие старты были не самыми лучшими в моей летной практике. Что же, здравствуй, первая задача для проработки! И это отнюдь не старты как таковые, а психологическое состояние перед началом полета.

Параплан Ikuma-3 Niviuk в Бире

Стресс

В этот выезд мы с группой взлетали с верхнего старта. Верхний старт = опытные пилоты, которые хотят улететь чуть раньше момента, когда погода разыграется, и во всю заработает стартовый поток. «Первый пых» уносит наверх к уже крутящим птицам самых смелых и самых профессиональных пилотов, и если они начинают выбираться на своих длинных крыльях типа «колбаса» выше по склону, то остальные, не торопясь, выстраиваются в очередь к заботливо застеленной тканью стартовой площадке. Не стартанул — возвращаешься в конец очереди и пробуешь заново, либо, если крыло легло чуть ниже по склону, стартуешь еще раз.

И вот стою я в очереди вся такая красивая: на мне 5 слоев одежды, замотана в 3 баффа, под шлемом шапочка, на кокпите зафиксированы в ряд компас и прибор, в тяжеленной подвеске полтора литра питьевой воды, рюкзак, концертина, дамская сумочка с документами и губной помадой, крем от солнца, легкие кроссовки на сменку, сборник рассказов Киплинга и запасной конверт для запаски. Несколько шагов в таком обмундировании заменяют поход в баню. Стою я в очереди и смотрю на пилотов, которые стартуют красиво с первого раза. Вот один стартанул, вот второй полетел, а потом, бац, у третьего на Мантре не получилось, у четвертого тоже все пошло наперекосяк, а он был в коконе, то есть точно летать умеет, ага. Пятый очень долго бежал и отвлекся или прыгнул, потом, оказалось, сломал ногу, две.

Верхний старт в Бире - полеты на парапланах

И вот настает моя очередь. Я уверена в себе, готова, потому что я сто раз так делала, потому что год назад я отлично стартовала в Бире, потому что условия даже проще, чем в мой первый выезд, потому что я точно умею! И рестарт. Я начинаю нервничать. Чувство стыда и чувство вины вперемешку вытесняют мой позитивный настрой. Кажется, что на меня все смотрят, смотрят осуждающе и с сочувствием, даже собака, которая до этого мирно спала на солнышке, разочарованно отвернулась. Мне нужно собрать крыло в розочку и подняться обратно на старт. Всего-то шагов 15 вверх по склону. Мне жарко, душно, крепление для рации давит на плечо, стропы запутались вокруг пальца в толстых теплых перчатках и заодно обмотались вокруг антенны рации. Где-то фоном в голове звучит тревожная музыка из фильмов ужасов. И снова рестарт. Какой позор! Я же задерживаю группу! Точно ли парапланеризм для меня? Может, ну, его? Еще и инструктор спокойно помогает, ничего не комментирует, поддерживает. Ехидничает, наверно, а сам считает меня чайником! Три года обучения коту под хвост!

И вот я уже потратила кучу физических и моральных сил на бесполезные переживания, «накрутила себя» и чуть было совсем не испортила себе настроение перед, может быть, лучшим полетом в своей жизни, и все это на пустом месте.

Полеты в Бире - подготовка полетам на параплане

Старт с горы — это самая волшебная, самая важная и самая моя любимая часть полета. Хлебом не корми, а дай стартануть. Слова «Take off!», вывод крыла, разбег с клевантами в руках, удерживание крыла, дозирование нагрузки, отрыв от склона — чистое наслаждение! Я испытываю очень много положительных эмоций и в то же время волнуюсь на старте. Теперь если неудачный старт случается, то я уже внутри не реагирую так остро, а спокойно поднимаю крыло еще раз. Этот вопрос я проработала с инструктором, потому что сама захотела.

Ваша психологическая подготовка очень важна при полетах в серьезных местах, я бы сказала, что это 50% успеха и вашей безопасности. Предвкушение и восторженное ожидание не равны моральной готовности или уверенности. Самоуверенность не равна психологической зрелости пилота параплана. Часть вашего «нервяка» точно уйдет с налетом и тренировками. Часть нужно проговорить с вашим инструктором или старшим товарищем, которому вы доверяете: это не зазорно и не стыдно. Также не зазорно признать, что пока ваш уровень пилотирования ниже, чем вам хотелось бы думать, и адекватно реагировать на критику, исправлять ошибки. Не стыдно и брать дни отдыха, если чувствуете, что устали, потому что это снизит общий уровень стресса.

В тот самый неудачный переживательный день, кстати, мне удалось выбраться выше и быстрее многих, раскрутив поток +5 и очень быстро набрав 4000 м, оставляя пилотов, взлетевших раньше меня, внизу, а все, потому что я держалась в ядре, а не на периферии. Кручу ли я потоки лучше всех? Точно нет. Научилась ли я крутить неплохо для текущей погоды? Определенно да.

Погодные условия

На посадке, вечером в кафе или на улице по пути в отель становишься невольным свидетелем разговоров и обсуждений прошедшего летного дня. И как раз в эти моменты понимаешь, что наш мир устроен абсолютно удивительным образом, потому что, как минимум, у десяти человек на одном маршруте была разная погода. Скажу больше, как выяснилось, разная погода была у меня и другого пилота в одном потоке! Его складывало, а меня нет. Другой раз у меня были сильные забросы, а у пилотов, летающих впереди меня, нет. Кто-то жаловался на турбулу, кто-то на сильные и рваные потоки, кто-то в один из дней не мог выбраться со старта на соседние отроги, а кто-то в тот же самый день прошел неплохой маршрут на глайде. Вот и получается, что у всех была не разная погода, а у каждого — своя.

Все дни были летными. Конечно, я ожидала такой же бомбической погоды, как и в прошлом (2023) году. Поэтому полет до Драмсалы казался несложной задачей: крути как умеешь хорошие Бирские потоки и прыгай с отрога на отрог. И не забывай лететь верхами! Но что-то пошло не так.

Сильная погода была только в первую неделю наших полетов. Удивительным стало и наличие достаточно сильного ветра на старте в эти дни, ведь Бир славится штилем, но это было скорее плюсом, кроме одного дня, когда практически все степенно ждали стихания ветра и загорали на солнышке. Большой маршрут (треугольник FAI 150 км) на той неделе пролетел только один курсант нашей небольшой группы вместе с инструктором, а младшая группа болталась между Трейн Стейшн и Первым Палампурским.

Подготовка к полетам в Бире на верхнем старте

Потом погода изменилась: очень жирная инверсия, наплывающая облачность, низкая база, слабый прогрев. И здесь все поняли, кто есть кто. Были те, кто понял и отработал, ну, или хотя бы попытался, а кто-то не согласился и даже обозвал погоду нелетной!

А дело было так. Крутиться в хороших широких потоках достаточно просто, собственно, этим и был обусловлен мой восторг в прошлом году. Сложно пропустить поток, можно крутить спираль практически любого радиуса, рано или поздно тебя выпрет вверх. Да, медленнее, чем пилота, крутящего ближе к центру, но уж точно не просадит. Можно позволить себе пролететь мимо потока, потому что вокруг этих потоков просто завались! А в слабых потоках, да еще при низкой базе, приходится работать, приходится думать, приходится наблюдать, приходится принимать верные решения, приходится летать низами, приходится учиться искать ядро, а еще приходится учиться прощать тех, кто сам это ядро не крутит и не дает тебе, такой умничке, в него вкрутиться, и приходится признавать, что ты не такая уж и умничка, тебе еще учиться и учиться.

Признаюсь, это была мощная прокачка моих навыков работы в термиках. Полнейший восторг! Я бы точно не получила такого опыта при классической хорошей осенней Бирской погоде.

Если вам показалось, что погода не очень хорошая или не такая, как вы читали в интернете, то скорее всего вам действительно показалось. Попросите вашего инструктора помочь поставить интересные и реальные задачи на текущий день, исходя из погоды и ваших умений, и полеты заиграют новыми красками. Летая в группе, очень важно осознавать, что результат по дню или прирост в навыках у вас и других пилотов в группе может сильно отличаться, но это не должно стать поводом для печали. Это норма, если вы сегодня по какой-то причине отставали, проваливались вниз, но все равно боролись, пробовали и учились, пусть при этом товарищам по цеху нужно было вас ждать. Используйте с умом ситуацию, если вы самый способный в группе, потому что уметь зависнуть в одном месте и ждать — сложный навык, потому что потеря высоты и ее набор тренируют выдержку, потому что показывать другим пилотам потоки и вести за собой — благородно, и потому что можно затоплэндиться и подождать остальных.

Топ-лэндинг в Бире

За время выезда я топ-лэндилась в двух самых популярных местах: на 360 и на Поле для гольфа (Golf Course). У русскоязычных пилотов второе место имеет другое известное название, но нас же читают дети! Поэтому пусть эта поляна побудет полем. Справедливости ради отмечу, что видела приземление пилотов и в других точках в сторону Драмсалы, а на пути к 360 много плоских площадок, где теоретически можно перевести дух.

На мой взгляд, топ-лэндинг является полезным и интереснейшим упражнением для начинающего маршрутного пилота, особенно если есть желание практиковать в будущем бивуачные полеты.

Заход на посадку на 360 мне показался более простым и понятным, чем Поле для гольфа, но, признаюсь, приземлилась я чуть в стороне, потому что сильно сбросила высоту и, уже подлетая к пятачку для посадки, решила не рисковать и отвернуть вправо, чтобы не встретить ступеньку чека. В правдивую версию о том, что на самом деле барашки заманили меня туда своей незамысловатой песней, вы все равно не поверите, поэтому контролируйте высоту захода на посадку очень внимательно, а маневры осуществляйте аккуратно, чтобы не подвергнуться внезапному нападению куста. Пастухи буднично поприветствовали меня, а через какие-то 10 минут прыжков с крылом в руках по чекам я уже делала фотографии с табличкой 360.

Топлендинг на 360 в Бире

К посадке на Поле для гольфа я готовилась морально достаточно долго, прицеливалась несколько дней, но решилась только в предпоследний туманный день выезда. Место посадки находится на отроге, а не на основном хребте как 360, имеет неидеально ровную поверхность, а представляет собой некий пупырь на условно плоской местности. Рядом с поляной очень хорошо поднимает практически со всех сторон, вокруг всегда кружит достаточно много пилотов, а на приземлении перед пупырем рельеф идет вверх. Мы с группой приземлились в день, когда облачка были очень низко, и немногие пилоты в принципе долетали до Поля для гольфа, а кто-то пытался скорее оттуда смотаться, чтобы наверняка добраться до штатной посадки. Но там было очень красиво!

Взлетали мы с поляны в облаках, по пути к дому меня нигде не просадило, и даже удалось нормально набрать перед Верблюдом. В этом нет ничего удивительного, поскольку это был один из завершающих дней выезда, а к этому времени я немного продвинулась в работе с термиками и стала лучше совершать переходы.

Топлендинг на Поле для гольфа

Переходы между отрогами

В прошлом году я летала со скоростью издыхающей гусыни на Койоте на поджатых клевантах. Да что там говорить про клеванты, поджато было буквально все! Я приходила очень низко на следующий отрог и выкручивалась с этого дна до одного уровня с группой, тратя много времени и сил. Глайд у Икумика безусловно значительно лучше, но при вредных привычках и глупых повторяющихся ошибках эффективных полетов не получалось.

Как выяснилось, я не умею сидеть в подвеске! Неверное положение со слишком прямой спиной и затянутых ремнях не давало возможность комфортно выжимать аксель, что увеличивало сопротивление воздуха и тормозило меня во время самого перехода. Там были и другие ошибки, связанные с использованием акселя и положением рук, которые приходилось исправлять. Мне кажется, если бы у инструктора была возможность бить мне по рукам во время полета, то он бы это делал с завидной регулярностью. Ну, и конечно страхи никто не отменял. Страшно, когда на переходе с выжатым акселем потряхивает или подкидывает. Я не исправила все недочеты до конца, потому что привычки меняются долго, но даже эти небольшие положительные изменения позволили мне совершать переходы быстрее.

Во время этого Бирского выезда пришло понимание, что критерии быстрый и эффективный по отношению к переходу не всегда синонимичны. Можно выжимать аксель от всей широкой русской души, но двигаться по ломаной кривой, а не по прямой, соединяющей вас и желаемую точку. Можно выжимать аксель там, где не нужно, и слить драгоценную высоту. Можно душить крыло почем зря, не давая ему лететь из-за собственной неопытности. По моим скромным наблюдениям, достаточно много пилотов в этом выезде совершало разные тактические ошибки. Летать быстро — это тоже наука, в освоении которой я в самом начале пути, впрочем, как и вы, если я не вижу вас намного выше впереди себя.

Подытожу кратко: не прогуливайте лекции по теории переходов и принимайте верные тактические решения, перенимайте опыт у инструктора, а также прислушивайтесь к его советам и учитесь работать с оборудованием, которое у вас есть. В этом случае вы получите гораздо больше удовольствия от выезда в Бир и сможете реализовать самые смелые желания.

Переходы между отрогами при полетах на параплане в Бире

Тактические ошибки

Примерно на 17й день пребывания в Бире я слишком поверила в себя и совершила грубую тактическую ошибку, когда при слабой термичке ушла в теневую зону возле Поля для гольфа, где потеряла высоту и была вынуждена искать посадку. Я не сразу сложила лапки и сдалась, но мои жалкие потуги не дали результата. Под поляной очень много пространства для приземления, где я выбрала безопасную зону без проводов и по всем правилам зашла на посадку вдоль чека с минимальным боковым ветром. Поначалу я очень расстроилась, что мой полет в тот день закончился слишком быстро, но потом оказалось, что многие опытные пилоты не вернулись на штатную посадку, а где я, и где они! Как только я коснулась ногами земли, возле меня из ниоткуда возник молодой человек, предлагающий услуги такси. Видимо он не зря молил Шиву, фигурка которого была на панели в комфортабельной малолитражке, о бестолковых пилотах, волею судьбы ставших его пассажирами. Доехать до гостиницы не удалось, так как дорога в местах начала и окончания штатной посадки была перекрыта в дни соревнований, и нас высадили возле моего любимого кафе, в чем я разглядела знак, и мы пошли пить чай с тортиком.

Может быть, я бы и не полетела огибать склон, если бы днем ранее не попала в турбулу возле все того же Поля для гольфа. Это я потом выяснила, что находилась за мощным широким потоком, но в моменте было не до того. В моменте я отрабатывала серию очень сильных забросов, работала с крылом и орала. Говорят, от моего крика в Гималаях сошла лавина, а отголоски были слышны в Москве. Хорошо, что мы даже на подмосковном поле отрабатываем клевки, поэтому представление о том, что и как надо делать, у меня было, это и позволило быстро среагировать и как ни в чем не бывало продолжить полет. Могла ли я знать, что в той точке, куда я и другие пилоты приходили много раз, меня будет ждать неприятный сюрприз?

Мы летели вместе с инструктором, но он сразу двигался к потоку, а я решила проложить путь двумя отрезками с тупым углом между ними, но, что-то мне подсказывает, то тупым оказался не только угол. Знал ли инструктор, куда лететь? Или это какое-то парапланерное чутье? Опыт и налет? Поскольку у него все было хорошо, то эту ситуацию добавлю в список своих неверных решений. Могла бы полететь за ним и избежать неприятного опыта.

Посадка на чеки в Бире - один из важных навыков пилота

Полеты с инструктором

Я сторонник безопасных полетов, особенно если это касается сложных мест. Я за полеты в группе, особенно если это касается выездов за границу. Я уверена, что работа с инструктором принесет больше пользы и прогресса, чем самостоятельное набивание шишек. Мой рассказ про Бир и впечатления от учебного выезда все-таки больше для таких же все еще начинающих маршрутных пилотов как я сама, нежели для опытных пилотов, но всегда лучше удостовериться в том, что вы действительно опытный пилот, а не заскучавший, торопящийся или не битый жизнью.

Каждый выбирает инструктора по себе, поэтому важно отталкиваться от ваших целей и тому, как вам предлагают их достигать. В моем понимании инструктор маршрутных полетов — это не просто отличный пилот, но и хороший педагог. Условия необходимости и достаточности должны выполняться одновременно.

После пары первых летных дней мои озвученные в самом начале цели преобразовались в список задач и план работы над собой. Я налетала 49 часов, но это было не бездумное нахождение в воздухе ради галочки. Я долетела почти до Драмсалы и обратно с приземлением на штатной посадке, но путь туда не был тривиален, пришлось попотеть и применить все, чему меня учили.

Бонусом в этом выезде я пробовала лететь по кромке облаков, выживала в нулях, топ-лэндилась, совершала ошибки и исправляла их, принимала более выгодные решения, чем другие пилоты, летала быстро и медленно, когда порвала аксель, летала без прибора по ощущениям, падала на хвост спортсменам в день соревнований и кружила вместе с ними в большой толпе, работала с забросами и сложениями, говорила себе стоп и шла на посадку, приветствовала птиц и загадала обязательно приехать еще!

Может сложиться впечатление, что я там только летала и рисовала планы развития, но это не так. У нас была интересная культурно-развлекательная программа, гастро-тур и знакомство с местными обычаями. Даже сама поездка от Дели до Бира и заселение в отель/дом являются отдельным путешествием и приключением. Но это совсем другая история...

Полеты с инструктором в Бире
Позвоните нам!
Ваш заказ готов к оформлению
Личный кабинет
Вам будет доступна история заказов. Только сам факт совершения заказа на нашем сайте без отметок статусов «оплчено», «отправлено», «получено».
Ваш логин
Ваш пароль
Прием звонков с 10:00 до 22:00
Cообщения в WhatsApp, Telegram, Viber
Оформление заказов
Москва, метро Нахимовскй проспект
Посмотреть на карте