15 октября 2021
476

В Даргавс мы решили отправиться группой из трех пилотов после месяца «тухлой» погоды в Чегеме. Там у нас были учебные сборы, но погода подвела очень сильно. Поэтому за солнцем мы помчались сразу же, как закончились сборы.

Путь из Чегема в Даргавс не очень длинный, километры дороги пролетают незаметно за открывающимися видами величественных вершин Главного Кавказского хребта. Весь переезд в несколько часов проходил в предвкушении новых открытий и невероятных впечатлений, которые получаешь от полётов на параплане в новых для себя горах. Полёты в Даргавсе не исключение, это место уже давно известно пилотам, но нам предстояло полетать там впервые.

Мы ехали к друзьям, которые облюбовали это место, как тандем-пилоты. Ночевка во Владикавказе с ранним выездом на следующий день. Дорога из Владика занимает около часа-полутора через Кармадонское ущелье. По мере погружения в горы все больше и больше открываются приятные взору горные вершины, окутанные снежными шапками. Осень в горах по-настоящему прекрасна — свежий кристально чистый воздух позволяет с невероятной четкостью разглядывать горные склоны, встречающиеся по пути. Погружаясь в горы, начинаешь понимать, насколько человек мал в масштабах горных хребтов и ущелий. Вся дорога — это больше предвкушение предстоящих полётов.

Приехав на место, мы столкнулись с задачей подъема на точку старта. У друзей Нива, которая благодаря блокировкам легко взбирается по неровным горным дорогам, а у нас — Дастер с обычным полным приводом через муфту, но даже ему удалось заехать на самый верх, правда, для этого пришлось высадить Нату и Егора. За рулем остался Виталий Передереев: первая передача и рев двигателя на оборотах 4000 позволили забраться туда, куда Нива заезжает не напрягаясь. Да, для таких путешествий машина должна быть серьёзнее, на паркетниках в горах делать нечего, конечно, если вы не любите ходить пешком...

Верхний старт в Даргавсе используется как раз по осени и зимой, когда солнечный прогрев сильно уменьшается и не дает в полную силу заработать горно-долинному бризу. Полёты с этого старта сразу же дают пилоту большой запас высоты и возможность выпарить, облизывая хорошо прогревающийся склон, который дает большое обилие восходящих пузырей.

Первые полёты совершили тандемщики, понятное дело — у них работа, нужно катать пассажиров — это нам позволило проследить за их полетом, как и куда они стартуют, где набирают высоту и куда уходят на посадку. По стремительно уходящей вниз траекторией полета было понятно, что нужно ждать погоды, чтобы слабое осеннее солнце сильнее разогрело склоны и наградило нас хорошими потоками.

Дождавшись второго заезда тандем-пилотов, ветер уже успел изменить свое направление и для этого можно было подняться немного выше и стартовать в более перспективное направление. Несмотря на кажущееся улучшение погоды второй старт таке не принес ожидаемых результатов — погода явно поздняя. Подождав еще минут 20 мы решили стартовать. Первым стартанул Егор на своей Sigma-10, ему не удалось удержаться за рваные пузыри и медленно он спланировал вниз. Мне же повезло больше — филигранно облизывая склон покрытой сыпухой по сантиметру удалось набрать высоту ну уровне старта. На втором и последующих галсах битва с гравитацией была выиграна, что позволило набрать около 80 метров над точкой старта. Да, день был тяжелый — приходилось много работать и удерживать крыло, чтобы вгрызаться в узкие быстро исчезающие пузыри.

Набрав в сумме метров 100 я решил отойти от склона и отправиться к кружащим неподалеку птичкам. Поток был, но рваный и слабый. Несколько витков спирали в нем вернули мне потерянную на переходе высоту, но инверсию пробить не получилось. Так и пришлось весь полет удерживать высоту не выше 100 метров над уровнем старта. Конечно, ожидали мы большего от Даргавса, но даже такие полеты давали больше, чем полеты в Чегеме под дождями.

После полётов мы посетили Город мертвы и отправились в Фиагдон, останавливаясь у каждой достопримечательности вплоть до монастыря, где мы также погуляли.

На следующий день мы решили изучить нижней старт, который расположен в другом месте. К счастью, заезд на старт не вызывает проблем даже у легковых моноприводных автомобилей, да и перепад высот там небольшой. Сам старт намного проще, доступнее и понятнее, поэтому с него можно было запустить Нату, что мы и сделали. Она полетала около 30 минут в слабом динамике с приходящими пузыриками до того момента, как перестала контролировать крыло из-за усиливающейся мощности приходящих пузырей и потоков. По команде полетала вниз на площадку под стартом и благополучно там приземлилась. После ее подбора стартонул уже я и, быстро догнав Егора по высоте, стал с ним барахтаться на высоте 150 метров выше старта. В горах стояла сильнейшая инверсия, которую невозможно было пробить. По этой причине нам так не удалось выбраться к снежным вершинам Кавказского хребта. Поболтавшись так с час, мы друг за другом приземлились к машинам, собрались и поехали обратно в Чегем ловить погоду там, она как раз там стала налаживаться.

Статья записана со слов Виталия Передереева.

Фотографии из Даргавса

Позвоните нам!
Ваш заказ готов к оформлению
Личный кабинет
Вам будет доступна история заказов. Только сам факт совершения заказа на нашем сайте без отметок статусов «оплчено», «отправлено», «получено».
Ваш логин
Ваш пароль
Прием звонков с 10:00 до 22:00
Cообщения в WhatsApp, Telegram, Viber
Оформление заказов
Москва, метро Нахимовскй проспект
Посмотреть на карте