15 октября 2021
636

В Даргавс мы решили отправиться группой из трех пилотов после месяца «тухлой» погоды в Чегеме. Там у нас были учебные сборы, но погода подвела очень сильно. Поэтому за солнцем мы помчались сразу же, как закончились сборы.

Путь из Чегема в Даргавс не очень длинный, километры дороги пролетают незаметно за открывающимися видами величественных вершин Главного Кавказского хребта. Весь переезд в несколько часов проходил в предвкушении новых открытий и невероятных впечатлений, которые получаешь от полётов на параплане в новых для себя горах. Полёты в Даргавсе не исключение, это место уже давно известно пилотам, но нам предстояло полетать там впервые.

Мы ехали к друзьям, которые облюбовали это место, как тандем-пилоты. Ночевка во Владикавказе с ранним выездом на следующий день. Дорога из Владика занимает около часа-полутора через Кармадонское ущелье. По мере погружения в горы все больше и больше открываются приятные взору горные вершины, окутанные снежными шапками. Осень в горах по-настоящему прекрасна — свежий кристально чистый воздух позволяет с невероятной четкостью разглядывать горные склоны, встречающиеся по пути. Погружаясь в горы, начинаешь понимать, насколько человек мал в масштабах горных хребтов и ущелий. Вся дорога — это больше предвкушение предстоящих полётов.

Приехав на место, мы столкнулись с задачей подъема на точку старта. У друзей Нива, которая благодаря блокировкам легко взбирается по неровным горным дорогам, а у нас — Дастер с обычным полным приводом через муфту, но даже ему удалось заехать на самый верх, правда, для этого пришлось высадить Нату и Егора. За рулем остался Виталий Передереев: первая передача и рев двигателя на оборотах 4000 позволили забраться туда, куда Нива заезжает не напрягаясь. Да, для таких путешествий машина должна быть серьёзнее, на паркетниках в горах делать нечего, конечно, если вы не любите ходить пешком...

Верхний старт в Даргавсе используется как раз по осени и зимой, когда солнечный прогрев сильно уменьшается и не дает в полную силу заработать горно-долинному бризу. Полёты с этого старта сразу же дают пилоту большой запас высоты и возможность выпарить, облизывая хорошо прогревающийся склон, который дает большое обилие восходящих пузырей.

Первые полёты совершили тандемщики, понятное дело — у них работа, нужно катать пассажиров — это нам позволило проследить за их полетом, как и куда они стартуют, где набирают высоту и куда уходят на посадку. По стремительно уходящей вниз траекторией полета было понятно, что нужно ждать погоды, чтобы слабое осеннее солнце сильнее разогрело склоны и наградило нас хорошими потоками.

Дождавшись второго заезда тандем-пилотов, ветер уже успел изменить свое направление и для этого можно было подняться немного выше и стартовать в более перспективное направление. Несмотря на кажущееся улучшение погоды второй старт таке не принес ожидаемых результатов — погода явно поздняя. Подождав еще минут 20 мы решили стартовать. Первым стартанул Егор на своей Sigma-10, ему не удалось удержаться за рваные пузыри и медленно он спланировал вниз. Мне же повезло больше — филигранно облизывая склон покрытой сыпухой по сантиметру удалось набрать высоту ну уровне старта. На втором и последующих галсах битва с гравитацией была выиграна, что позволило набрать около 80 метров над точкой старта. Да, день был тяжелый — приходилось много работать и удерживать крыло, чтобы вгрызаться в узкие быстро исчезающие пузыри.

Набрав в сумме метров 100 я решил отойти от склона и отправиться к кружащим неподалеку птичкам. Поток был, но рваный и слабый. Несколько витков спирали в нем вернули мне потерянную на переходе высоту, но инверсию пробить не получилось. Так и пришлось весь полет удерживать высоту не выше 100 метров над уровнем старта. Конечно, ожидали мы большего от Даргавса, но даже такие полеты давали больше, чем полеты в Чегеме под дождями.

После полётов мы посетили Город мертвы и отправились в Фиагдон, останавливаясь у каждой достопримечательности вплоть до монастыря, где мы также погуляли.

На следующий день мы решили изучить нижней старт, который расположен в другом месте. К счастью, заезд на старт не вызывает проблем даже у легковых моноприводных автомобилей, да и перепад высот там небольшой. Сам старт намного проще, доступнее и понятнее, поэтому с него можно было запустить Нату, что мы и сделали. Она полетала около 30 минут в слабом динамике с приходящими пузыриками до того момента, как перестала контролировать крыло из-за усиливающейся мощности приходящих пузырей и потоков. По команде полетала вниз на площадку под стартом и благополучно там приземлилась. После ее подбора стартонул уже я и, быстро догнав Егора по высоте, стал с ним барахтаться на высоте 150 метров выше старта. В горах стояла сильнейшая инверсия, которую невозможно было пробить. По этой причине нам так не удалось выбраться к снежным вершинам Кавказского хребта. Поболтавшись так с час, мы друг за другом приземлились к машинам, собрались и поехали обратно в Чегем ловить погоду там, она как раз там стала налаживаться.

Статья записана со слов Виталия Передереева.

Фотографии из Даргавса

Позвоните нам!
Ваш заказ готов к оформлению
Личный кабинет
Вам будет доступна история заказов. Только сам факт совершения заказа на нашем сайте без отметок статусов «оплчено», «отправлено», «получено».
Ваш логин
Ваш пароль
Москва, метро Нахимовскй проспект
Посмотреть на карте