15 сентября 2012
1434

От Севильи до Гренады...

Условия испытаний

Испытывался строго серийный Zephyr M (весовая вилка 90-110 кг). Вес системы во время тест-драйва был близок к середине вилки. Подвесные системы: AVASport Acro2, Advance Impress. Условия полётов: ветер от слабого до умеренного, турбулентность от слабой до сильной, термическая активность от нулевой до сильной. Полёты проводились в Татаринцево с использованием пассивной лебёдки, на Юце, на горе Зинки (Чегемское ущелье).

Конструкция

theoretic: Впечатляет. Просто впечатляет. Чрезвычайно высокая амбиция заложена буквально в каждый элемент конструкции крыла. Причём это очень характерная для испанцев амбиция. Виндтек не стал гнаться за запредельным удлинением — но выжал из достаточно заурядного для современного «интермедиата» удлинения 5.4 всё, что из него можно выжать. Арочность как у компетишена. Три ряда строп. Безоплёточные стропы в верхнем ярусе. Хитрая и сложная внутренняя структура крыла. Форма купола, впрочем, не производит впечатления чего-то особо спортивного и агрессивного. Зато впечатляет дизайн, точнее, сложность раскроя. Пожалуй, более сложный дизайн можно встретить только у кислотного бюргера Маркус Грюндхаммера из Wings of Change. Впрочем, мы отвлеклись...

Концы Зефира достойны отдельных восторгов. Люблю побрюзжать по поводу концов — но с Зефиром получилось ровно наоборот. Скромная и даже аскетичная жёсткая чёрная лента шириной всего 1 (один!) сантиметр. Очень удобная, совершенно не путается, ибо концы просты по конструкции. Внешне простецкие, но очень качественные мелкие подшипниковые ролики Austrialpin в проводке акселератора. Сама провода — из толстой, скользкой, мягкой дайнимы, перетереть которую — задача из малореальных. Опять-такие простые, но большие и удобные ручки клевант с магнитыми фиксиаторами и, естественно, с вертлюгами. И, наконец, довольно жёсткие петли подцепа из широкой ленты. На карабины садятся как влитые, одеваются-снимаются очень легко.

Схема стропления — A2A’1B_D_. Да-да, гармонь-трёхрядка. Стропы в нижних и средних ярусах — довольно тонкий оплёточный арамид, выше, как уже писал, тонюсенькая безоплётночная дайнима. Строп немного, но засчёт своих скромных диаметров они довольно легко путаются.

d_i_m: Свободные концы — с легкой придурью, увидите — сами улыбнетесь. Широкая ответная часть под карабин сочетается с очень узкими ленточками. Не как у всех. По конструкции единственное, что очень раздражало - так это крой верхней поверхности. Ну зачем было вдоль всей задней кромки делать темную полосу? Выглядит снизу это - как будто задняя кромка отогнута зажатыми клевантами. Вводит в заблуждение и раздражает. В остальном все качественно и красиво. Как обычно.

Взлёт, работа с куполом на земле

theoretic: И немножко над землёй — если дует достаточно сильный ветер. Крутой норов подопытного проявил себя немедленно после распаковки при первой же попытке поднять Зефир. Одно движение корпусом и руками — и, выдернутый порывистым ветром, Зефир моментально выскакивает над головой. Чуть зазеваешься — и можно ненароком и оторваться. Приходится осадить резвого коня изрядной дозой клевант, чтобы избежать перелёта и фронталки. Немного озадаченно пробую поднять аппарат ещё и ещё — и при каждом порыве Зефир неизменно легко и мощно выпрыгивает над головой, настоятельно требуя работы руками. Несмотря на недетскую мощь в движениях, аппарат на диво послушен, и справиться с ним на старте даже в сложную погоду не составит труда. Конечно, при наличии крепко привитых базовых навыков работы с крылом в порывистый ветер. Техника подъёма не имеет большого значения — важно правильно дозировать силу и длительность движений, и Зефир легко и надёжно поднимется с земли при любой технике подъёма. Касание ухом земли довольно проблематично по сравнению с другими интермедиатами — сказыаются огромная арочность и, вероятно, нулевые или отрицательные крутки ушей. Вися над самой землёй, внутренняя консоль сильно обмякает вся целиком и не упускает случая мощно сложиться при потере пилотом концентрации. Непросто, но интересно.

Очень своеобразно реагирует Зефир на работу клевантами на земле. Умеренно сильные зажатия легко морщат и изгибают консоль, и аппарат начинает проворачиваться над головой, почти не уходя в крен. Ещё один хитрый эффект арочности?.. Впрочем, аппарат всё равно хорошо слушается клевант, и держать его над головой, стоя на земле, труда не составляет.

d_i_m: Старт у крыла своеобразен — малое количество строп и специфичные крутки приводят к склонности к бабочке и вялому поведению в штиль. Кроме того, есть еще одна особенность — крыло не стартует само. Его надо выводить до самого верха. С одной стороны это хорошо, в сильный ветер купол не должен выстреливать и перелетать пилота. С другой стороны — на лебедке надо быть осторожным и тщательно следить за довыведением крыла. Просто помните об этой особенности. Старт — удовлетворительно, ну или хорошо с минусом, когда привыкнете.

Буксировка

theoretic: Старт Зефира порадовал — быстрый и чёткий. Аппарат легко терпит ошибки вывода и косой ветер, всё просто и понятно. А вот затяжка в рваную сложную погоду удивила. Зефир чрезвычайно информативен под тягой, причём информативность его сродни таковой у перформансов. Аппарат мощно и быстро забрасывается назад при входе в термики, а выпадение из них сопровождается выраженным ослаблением передней кромки и бодрым похрустыванием теряющего нагрузку скайтекса. Пару раз чуть не словил под тягой сложение, чем был изрядно удивлён. Впрочем, погода была достаточно рваная...

Держать курс на затяжке очень просто, ибо Зефир очень чуток к работе корпусом и клевантами. По сравнению с другим грандом рынка интермедиатов — Ментором — Зефир более динамичен, чёток и даже азартен в своих реакциях. Но палка эта — о двух концах. Пилоту, привычному к перформансам, такое поведение крыла очень понравится, а вот «послешкольного» пилота Зефир может изрядно озадачить своей способностью почти мгновенно реагировать на управление. Нагрузка на клевантах под тягой приятно невелика, рулить одно удовольствие. Клевок после отцепа невелик по амплитуде, но передняя кромка при этом опять-таки заметно разгружается.

d_i_m: Зефир не слишком устойчив на буксировке. Нагруженные уши постоянно так и норовят увести крыло в сторону, особенно в финальной фазе, когда трос тянет больше вниз, чем вперед. Необходимо следить за направлением крыла. Удовлетворительно.

Полёт, манёвренность

theoretic: Вау! Зачем так быстро?!? Балансировочная скорость Зефира уникальна для рынка интермедиатов, и это немедленно чувствуется с первых же секунд полёта. Внушительное качество Зефира бросается в глаза не сразу, но начинает ощущаться чуть позже, когда возникает необходимость пройти против ветра. Быстрота и летучесть этого крыла повергают в лёгкий шок, который органично дополняется крутым норовом подопытного. Конечно, всё познаётся в сравнении, и Зефир, пожалуй, не выходит за рамки дозволенного для интермедиатов — но в своём классе это очень, очень горячий конь. Или, скорее, испанский бык, из холки которого уже торчат бандерильи. И пикадору не следует расслабляться, если он хочет сорвать аплодисменты публики и восторги чернооких сеньорит...

Итак, летучесть. Попробовав Ментор, я думал, что удивить меня летучестью интермедиата после этого будет нелегко. И вот я удивлён вторично. При качестве, субъективно сравнимым с таковым у Ментора или даже чуть лучшем, Зефир попросту быстрее. Балансировочная скорость уверенно держится на уровне 40 км/ч — думается, это верхний предел для клссического интермедиата. Прирост скорости, измеренный вертушкой и GPS, составлял не меньше 12-14 км/ч (скорости сильно «плавали» из-за болтанки) — получается, что максимальные скорости у Ментора и Зефира сравнимы, но Зефир, похоже, всё-таки немножко быстрее. Качество у Зефира, как и у Ментора, слабо падает в первой половине хода акселератора, который у Зефира очень, очень лёгкий — вероятно, из-за качественных блочков проводки. Правда, с акселераторными режимами в болтанку у Зефира не всё так просто, как у Ментора, но об этом ниже. Скорость снижения заурядная для интермедиата, проблем с парением нет никаких. В общем, всё круто.

Манёвренность. И снова Зефир показался мне интересней Ментора. Вираж — фирменный виндтековский. Чёткий, однозначный, быстрый во входе и выходе. Крыло великолепно, практически без запаздывания реагирует и на клеванты, и на вес. Чувствительность к работе клевантами, как ни удивительно, слабо нарастает по мере хода — как и многие сильно арочные аппараты, Зефир при сильной даче руки скорее готов провернуться над головой, чем свалиться в сильный крен. Но если у длинных спортивных крыльев эта особенность требует привыкания, то более короткий Зефир вменяемо слушается даже не особо искушённого пилота. Реакция на работу весом близка к образцово-показательной. Очень понравилось! Термическую спираль Зефир выполняет великолепно — но опять-таки при наличии под крылом вменяемого пилота, готового пилотировать быстро и чётко. Высокая балансировочная скорость не позволит пилоту работать в потоке вяло и расслабленно — лишняя пара секунд промедления, и поток позади. Зато, встав в поток, Зефир великолепно его держит, моментально откликаясь даже на короткие движения клевант. Полный восторг! Движения по крену быстрые и чёткие, а смена направления вращения если в чём-то и непроста, то только в своей динамике.

Кстати о динамике. Это шок, господа пилоы! Никогда ещё не встречал столь динамичного интермедиата. Проблемы с переводом скорости в высоту и обратно, типичные для спортивной техники, присутствуют у Зефира в полном объёме. Работая в потоках, об этом надо постоянно помнить. Протяжка — и Зефир прыгает вверх, заставляя Браунигер не к месту залиться радостной трелью. Резвый вход в вираж — и Зефир ощутимо проседает, по-взрослому свистя безоплётночной дайнимой, теряя высоту. В термиках надо постоянно работать внешней рукой, придерживать крыло, стараться держать воздушную скорость более-менее постоянной — иначе динамика Зефира серьёзно усложнит центровку и обработку потока. Винговеры и прочие спирали выполняются на Зефире на ура, ничуть не хуже, чем на более серьёзных аппаратах. И лишь немного проще, в основном благодаря небольшому удлинению подопытного. Чётко рассчитанный «тайминг», короткие точные движения клевантами и корпусом для Зефира чрезвычайно важны, и в этом он практически не отличается от аппаратов более высокого класса. А вот где динамика Зефира откровенно приятна и полезна даже для малоопытных пилотов — так это на посадке. Чуть переразгоняем аппарат перед землёй, на высоте метра плавно начинаем зажиматься — и Зефир мягко и предсказуемо теряет скорость, спокойно ставя пилота на землю практически без пробега.

Комфорт и информативность. Гм... Как бы поделикатнее выразиться... Зефир, как и некоторые более ранние Виндтеки, слабоват на передок. Передняя кромка нагружена достаточно слабо, и даже в умеренную болтанку аппарат легко и часто выскакивает на грань сложения. Зефир предупреждает об этом недвусмысленно и загодя — но как-то многовато получается этих предупреждений на час полёта... Объективной опасности в этом нет, а вот комфорт страдает. Зато ни разу не страдает Зефир недостатком информативности. Любые движения турбулентного воздуха этот норовистый испанец превращает в энергичные движения по тангажу и скачки воздушной скорости, похожие на таковые у типичных «перформансов». Потоки и нисходняки чувствуются замечательно — но как среагирует «послешкольный» пилот на энергичные, мощные и недвусмысленные движения норовистого Зефира?.. Зато никаких проблем с поиском и центрованием потоков! Информации много, очень много. Главное — быстро её обрабатывать и пилотировать с точностью и быстротой, достойными этого аппарата.

Отдельная история — полёт на акселераторе. Аппарат набирает скорость мгновенно и становится несколько более комфортным. То-есть предупреждающий хруст скайтекса звучит, пожалуй, даже чаще, но аппарат при этом ведёт себя достаточно спокойно и даёт пилоту запас времени на то, чтобы приотпустить акселератор, избегая сложения. На самой грани сложения Зефир обмякает и заметно теряет скорость.

d_i_m: Аппарат очень неплохо маневрирует, он сделан по старой концепции, бывшей одно время популярной, и обретшей в крайнее время второе дыхание — летит не центроплан, а два отдельных уха. Это приводит к очень серьезной отдаче информации на подвеску, вплоть до того, что становится некомфортно от постоянных перекосов тушки влево-вправо. Зато о воздухе ты знаешь все. Клеванты не слишком тяжелые и не очень информативные, но с таким количеством сведений от пятой точки это уже неважно. Реакция на вес и клеванту следует с небольшой паузой, что в данном классе вполне нормально. На вес крыло реагирует не остро, это снижает требования к пилоту.

Есть и недостатки — крыло, опять же по давней традиции виндтека, более склонно к фронталке, чем к асимметрии. В штатных режимах полета, включая акселераторные, запас по сложению, тем не менее, достаточен. Крыло может крутить плоско, заставить его встать на нож — для меня было несколько проблематично. В то же время, поскольку такой стиль используется в основном в сильную погоду, данная способность неактуальна в большинстве случаев для начинающих пилотов, и о сложности ее реализации можно особенно не беспокоиться. Надо будет — научитесь. Балансировочная скорость умеренная, энергоемкость крыла явно не дотягивает до лучших «двоек», однако вполне достаточна для большинства маневров. Хотя, не могу не отметить, что летая на Зефире, постоянно ловил себя на чувстве некоей сырости аппарата. Странноватые реакции на клеванты, своеобразная реакция на вес, старт опять же не как у всех. Аппарат явно получился со своим лицом, но не всегда это лицо привлекательно. Вероятно такое своеобразие — плата за хитрость трехрядного стропления в сочетании с нагруженными ушами. Это непростая инженерная задача, долженствующая дать выигрыш в качестве и скорости, но платой за нее — сложность распределения нагрузки на крыло, недостатки в реализации которой будут заметны на характере управляемости и надуваемости купола. Собственно, раз сертификат получен — очевидно, что в основном с проблемой справились. То, с чем не справились — называется характером параплана. У зефира этого характера — немного больше нормы. Привыкнуть к нему несложно, ничего опасного лично я пока не заметил, хотя у другого тестера есть особое мнение на сей предмет.

Хочется еще отметить, что я летел, перегружая аппарат на 3 кило. Это немного, однако, надо понимать, что если и при таких условиях зефир не стал сверхманевренным, то при недогрузе избытком маневренности он точно страдать не будет.

Опасные режимы полёта

Асимметричное сложение 50%

theoretic: Оценка «Хорошо». Вход в режим неожиданно мягкий. Передняя кромка до 30% хорды ломается ожидаемо легко. При сложении 60% размаха аппарат в первые пару секунд не реагирует на сложение никак, давая пилоту время вмешаться. Затем (при полной пассивности пилота) плавно начинает развиваться мощный косой клевок — градусов так на 60. Консоль при этом всё ещё сложена. И только поднабрав скорость и потеряв первые 5-10 метров высоты, Зефир начинает плавно раскрываться. Общая потеря высоты доходит метров до 15-20, угол курсового отклонения может превысить 120 градусов. Однако даже лёгкое вмешательство пилота резко уменьшает и углы, и время выхода, и потерю высоты.

d_i_m: Сделать сложение на зефире непросто. Крыло сопротивляется изо всех сил. Хотя развитие по передней кромке превышало 65%, по хорде полностью сложить так и не удавалось. Полностью по хорде крыло улетает только на полностью выдавленном акселераторе. Сопротивление сложению — выше среднего, разворот умеренный, скорость этого разворота также дает время подумать. Теоретик отмечал залипание сложения и медленное его раскрытие — мне так не показалось. С другой стороны, возможно это из-за того, что я немного потяжелее. Оценка 4 с плюсом. Пять не ставлю только из вредности, и, ну ладно — разворот мог бы быть немного поменьше. Фронталка — сложение на 70% орды развивается быстро, просадка резкая. Наполнение чуть замедленное, клевок слабо выражен. Хорошо.

Асимметричное сложение 50% на макс. скорости

theoretic: Зефир не вышел самостоятельно из сложения. После отпускания акселератора аппарат остался сложенным и при умеренной компенсации весом летел прямолинейно со снижением 3-4 м/с. Для раскрытия пришлось прокачивать сложенную консоль клевантой.

Фронтальное сложение

theoretic: В первой попытке «фронталки» Зефир не захотел из неё выходить! При отпускании рядов центральная часть крыла (процентов 40-50 размаха) осталась сложенной, «уши» чуть ушли вперёд, и Зефир бодро и весело посвистел вниз в режиме, близком к парашютированию. Подождал пару секунд — режим оказался стабильным, и выходить в нормальный полёт Зефир никак не хотел. Короткое движение обеими клевантами, мгновенное раскрытие, лёгкий клевочек, мягкий набор скорости. Недоумение осталось.

В дальнейшем асимметричных сложений было выполнено довольно много — в разных условиях, в разных лётных местах, двумя пилотами. Постепенно нарисовалась любопытная, хотя и довольно стрёмная картина поведения Зефира на «фронталках». Аппарат находится на грани дозволенного, периодически за эту грань заскакивая. При высокой удельной нагрузке, в сухую и тёплую погоду аппарат лишь изредка «заклинивается» во фронтальном сложении. А вот если нагрузка невелика, а погода влажная и холодная — то залипания передней кромки при «фронталке» происходят почти всегда. Для выхода приходится прокачивать аппарат клевантами.

d_i_m: Фронтальное сложение на акселераторе происходит «в мясо», потеря высоты, естественно больше чем на триммерной скорости, задержка открытия выражена больше, но еще не критично. Клевок маленький, компенсации не требует. Хорошо . Асимметрия тоже без неожиданностей, надо помнить, что более зефир склонен к фронталке, нежели к асимметрии. Тоже хорошо.

Подсрыв из термической спирали

theoretic: «Хорошо». И не «отлично» только по причине мощной динамики Зефира. На границе подсрыва всё хорошо — нагрузка на внутреннюю руку при умеренных ходах невелика (что традиционно для Виндтека), но вблизи срыва заметно вырастает. Падение нагрузки в момент начала срыва тоже вполне заметное, хотя и меньше, чем у некоторых других «интермедиатов». Срывается значительная часть консоли, полукрыло угрожающе изгибается по большому радиусу. Режим развивается достаточно плавно, не быстро, времени на осознание режима и приотпускание внутренней руки хватает с запасом. А вот после приотпускания руки Зефир мощно разгоняется и лихо прыгает вверх метров на 10-15. Оставить аппарат в спирали при этом, как ни удивительно, не составляет большого труда, но мощная динамика выхода способна смутить пилотов, на которых ориентирован Зефир.

d_i_m: Подсрыв из термической спирали — усилие и ход клевант на вводе в режим некомфортно большие, прощелкать режим крайне сложно. Развитие медленное, плавное, выход безопасен в любой фазе отпускания. Клевок на выходе к сложениям не приводит. Потеря высоты невелика. Хорошо с плюсом..

Выводы

theoretic: Редкий случай, когда я в затруднении. Сразу замечу, что описанные мной выше проблемы с безопасностью были выявлены при использовании спортивных подвесок — либо коконов, либо акро-подвески. Геометрия этих подвесных систем может ухудшать поведение крыла на выходе из опасных режимов полёта, но, проделав в коконе далеко не один тест-драйв и не видя усложнения поведения аппаратов, я как-то начал закрывать на это глаза. Зефир заставил открыть их обратно. Странноватые результаты тестов — явные проблемы у меня и их отсутствие у Димы — наверняка объясняются разницей в технике исполнения режимов, которая невелика, но всё-таки есть. Выходит, что Зефир доведён, «вылизан» настолько, что применение хитрых подвесок для него критично по безопасности. Именно поэтому я не считаю, что найденные мной проблемы — действительно проблемы. Достаточно повесить под Зефир обычную подвеску — и они, вероятнее всего, уйдут. Но в любом случае расслабляться под этим крылом не следует.

А теперь — о хорошем. По летучести Зефир на время написания отчёта уверенно принадлежит к лидерам класса интермедиатов. Конкурентов можно пересчитать по пальцам одной руки, да ещё и заныкав пару-тройку пальцев. Хороший пилот, вооружённый Зефиром, очень опасен и легко может конкурировать с более расслабленными спортсменами, вооружёнными техникой более высоких классов. Редкий интермедиат способен впечатлить правой половиной своей поляры — но у Зефира это получается. Общий баланс характеристик позволяет предположить, что аппарат оптимизирован под сильную погоду. Высокая балансировочная скорость не позволит расслабленно «жевать сопли» на равнине, но сильно облегчит жизнь, когда нужно вкрутиться в ядрёный горный поток. Акселератором можно пользоваться на всю катушку — качества вполне хватает даже на максимальной скорости. Конечно, делать это надо аккуратно, помня о специфике подопытного. Минимальный потребный налёт должет быть достаточно велик — никак не меньше 40-50 часов, причём Зефир будет интересен и опытным пилотам с существенно более длинным послужным списком.

В целом аппарат, на мой взгляд, крайне удачный, и при разумном выборе подвески и её настроек способен удовлетворить самые амбициозные запросы пилотов-любителей.

d_i_m: Зефир по заявленным характеристикам, которые отчасти подтверждаются моими ощущениями от полета на нем, принадлежит к верхнему сегменту интермедиатов, приближаясь к перформансам по летным характеристикам (но не по управляемости). Поведение при маневрах у него, тем не менее, уверенное и простое, какое и должно быть у послешкольных аппаратов. Некоторое своеобразие — вполне простительно. Нештатные режимы благодаря относительно длинным стропам и вопреки загруженным ушам проходят вполне мягко, с небольшими амплитудами клевков и без склонности ко второй серии самопроизвольных сложений. Энергичный пилотаж на этом крыле, тем не менее требует усилий таких же, как на более спокойных одноклоассниках, а, контроля — почти такого же строгого, как на крыльях классом выше, хотя последствия ошибок не будут такими катастрофическими.

В целом крыло неплохо подойдет для спокойных полетов на равнине или в не слишком сложных предгорьях начинающим маршрутникам. Для серьезных горных полетов его надо хорошо загружать, а слишком большая информативность на подвеску будет некомфортной для той группы пилотов, для которой он предназначен. Я бы рекомендовал этот аппарат пилотам с налетом от 30-40 часов, преимущественно летающим на равнине. С меньшим налетом особенности старта могут сыграть злую шутку, после 90-100 часов на зефире уже будет скучновато. Но вот тренировать первые маршруты и учиться обрабатывать слабые потоки на нем — самое то!

Плюсы
  • высокий общий уровень ЛТХ
  • не слишком тяжелые клеванты
  • прогрессивная конструкция
  • высокая информативность на подвеску
  • достаточный запас по сложениям при прямолинейном полете и обработке потоков
  • плоская спираль выполняется просто
Минусы
  • своеобразный старт, необходимо доводить крыло до последнего
  • необходимость контроля сложений даже на не слишком интенсивных маневрах
Особенности
  • Не замечено, однако у нас получились очень разные отчеты и разное мнение. Возможно, это оттого, что сейчас у нас большая разница в весе. Возможно - из за особенностей использованных подвесок. Тем не менее, факт остается фактом.

Алексей Тарасов aka theoretic

Дмитрий Бондарев aka d_i_m

Позвоните нам!
Ваш заказ готов к оформлению
Личный кабинет
Вам будет доступна история заказов. Только сам факт совершения заказа на нашем сайте без отметок статусов «оплчено», «отправлено», «получено».
Ваш логин
Ваш пароль
Прием звонков с 10:00 до 22:00
Cообщения в WhatsApp, Telegram, Viber
Оформление заказов
Москва, метро Нахимовскй проспект
Посмотреть на карте